Практические советы по организации бизнеса в Германии Если вы хотите внедриться на рынки Германии, то эта статья может представлять для вас определенный интерес, потому что в ней приводятся полезные сведения относительно того, как организовать бизнес в Германии. Основной акцент делается на правовые аспекты, поскольку при организации бизнеса этому необходимо уделить должное внимание. Один из главных принципов, заложенных в законодательстве Германии, заключается в том, чтобы не делать различия между немецкими и иностранными предпринимателями при предоставлении возможностей выхода на местные рынки. То же самое можно сказать и по поводу учреждения новых компаний и участия в работе уже существующих предприятий. Иностранному предпринимателю следует помнить, что при организации бизнеса в Германии он может встретить определенные сложности правового порядка. При этом в начале деятельности лучше полагаться на практический опыт работы юрисконсульта по оказанию услуг иностранным бизнесменам и инвесторам при осуществлении коммерческой деятельности в Германии и получить представление и определить круг проблем, с которыми придется встретиться при организации своего дела в Германии, и пути их решения.
Гражданам государств, не входящих в ЕС, перед тем, как начать свою профессиональную или коммерческую деятельность в Германии, следует получить вид на жительство. При командировках и туристических поездках в Германию сроком до трех месяцев вид на жительство не требуется. Однако в эту категорию не входят визиты, связанные с подписанием или расторжением контрактов, а также монтажом оборудования зарубежной поставки специалистами поставщика. Для этих работ не требуется наличия вида на жительство. При этом должно быть доказательно то, что пребывание в Германии связано именно с этими конкретными целями. Заявка подается в Германское посольство или консульство страны проживания заявителя. Обычно заявка рассматривается два-три месяца. После рассмотрения в посольстве или консульстве заявка пересылается в административные органы того города Германии, где заявитель намерен проживать. При рассмотрении этой заявки учитывается мнение таких общественных организаций, как местные отделения Торговой палаты. Одним из критериев являются также преобладающие тенденции в экономике Германии на данный период. Уровень квалификации заявителя и шансы на успех предприятия тоже принимаются во внимание при рассмотрении заявки на частное предпринимательство. Для положительного решения по поводу индивидуальных заявок необходимо, чтобы «на местном уровне существовала необходимость» или «экономическая заинтересованность» в планируемой предпринимательской деятельности, этими принципами и руководствуются административные органы при рассмотрении заявок. Под такие критерии попадают крупные инвестиционные программы, гарантии увеличения занятости при осуществлении крупномасштабных проектов или расширение возможностей местных предприятий по сбыту продукции в результате создания совместного предприятия. Прежде всего при этом учитываются местные возможности поставок и рыночного сбыта продукции в конкретном секторе рынка. При въезде в Германию иностранный гражданин, имеющий на руках соответствующим образом оформленную въездную визу, должен пройти регистрацию в Отделе регистрации иностранных подданных (Department of Foreign Nationals} при муниципалитете того города, где он собирается проживать. Любое преднамеренное отступление от этих правил будет считаться нарушением иммиграционных законов и иметь соответствующие последствия.
Разрешение на проведение работ Граждане
стран, не входящих в ЕС, должны получить
разрешение на осуществление своей
деятельности. При
наличии вида на жительство такое
разрешение может
быть оформлено местным агентством по
занятости населения там, где
предполагается начать дело. Если есть вид на жительство,
то разрешение на осуществление работы в
большинстве случаев можно считать простой
формальностью. При выдаче такого
разрешения производится тщательная сверка
требований и условий, изложенных в заявке
на получение вида на жительство. Как
правило, разрешение выдается на выполнение
определенных видов работ или рабочих мест
на конкретный срок. Если иностранный гражданин провел более восьми лет в Германии, из которых он не менее пяти лет проработал как частный предприниматель или по найму, ему может быть выдано постоянное разрешение на проведение работы. Такое разрешение выдается вне зависимости от положения и рыночных перспектив занятости. Однако для выдачи такого разрешения требуются определенные дополнительные условия. Разрешение на осуществление деятельности утрачивает свою силу, когда истекает срок действия вида на жительство или, когда иностранный гражданин покидает Германию на срок более трех месяцев. Для следующих категорий работников не требуется оформления разрешения на осуществление деятельности: • Директору GmbH (Компании с ограниченной ответственностью), владельцу большей части пакета акций, помощнику или заместителю директора («Procurist») или руководящему составу сотрудников, облеченных большими полномочиями по управлению делами компании. Владельцам неинкорпорированных предприятий или акционерам частных компаний тоже не требуется наличия разрешения на деятельность в том случае, если в их визах предусмотрены права на ведение самостоятельного бизнеса. • Иностранцам, постоянно проживающим по своему месту жительства за границей и приезжающим в Германию на короткие сроки в исключительных случаях по конкретным делам, таким, как сборка и установка оборудования, изготовленного в других странах. • Директорам филиалов предприятий иностранного бизнеса, имеющим визу с указанием их полномочий на проведение самостоятельного бизнеса.
Различные формы организации бизнеса Наиболее распространенным видом организации бизнеса иностранными предпринимателями является заключение договоров на агентские или посреднические услуги по выходу на рынки Германии с привлечением местных посредников. Помимо правильного выбора агента необходимо также быть в курсе того, какими полномочиями облекает такого агента или посредника германское законодательство. Некоторые из положений этого закона не подлежат изменению даже по взаимному согласию сторон. Далее приведем основные законодательные ограничения и рамки деятельности посредника и его деятельности в Германии. В качестве агента могут выступать самостоятельное юридическое лицо или компания. В обязанности входит ведение переговоров от лица принципала в целях способствования бизнесу принципала. В зависимости от существующей договоренности между агентом и принципалом агент может обладать правом досрочного расторжения договора между сторонами от лица принципала. Существенным моментом является то, что агент остается независимым юридическим лицом и не считается сотрудником компании. В этом смысле независимость агента определяется главным образом его личным, а не экономическим статусом. Кроме того, деятельность агента от лица принципала должна иметь продолжительный характер. Однако она может иметь характер сезонных работ, выполняемых на регулярной основе. Осуществляя деятельность по увеличению товарооборота и являясь тем самым участником дистрибьюторской организации, агент или посредник все равно остается независимым предпринимателем. Поэтому агент может одновременно работать на несколько принципалов. В целом взаимоотношения между посредником и принципалом определяются договором, который может представлять собой просто устную договоренность. Однако, рекомендуется составлять письменное соглашение для подтверждения взаимных договоренностей. Если в договоре не указаны какие-либо условия, то по умолчанию на эти случаи распространяется действующее законодательство. В целом можно сказать, что законодательство в большей мере отстаивает права агента как более слабой стороны. Принимая во внимание вышесказанное, принципалу надежнее оформить письменный договор с агентом и указать в этом договоре основные моменты совместной деятельности с агентом. Тем не менее существуют такие права у агентов, от которых он не может отказаться даже при наличии договоренности по этому поводу между сторонами соглашения. Первостепенной обязанностью агента является осуществление сделок или подписание контрактов от имени и от лица своего принципала и в целом соблюдение его интересов. Он также обязан держать отчет перед своим принципалом о проделанной им работе, разумеется, эти отчеты должны быть точными и достоверными. По завершении срока действия договора на предоставление посреднических услуг посредник может при определенных условиях потребовать от принципала выплаты компенсации в дальнейшем за уже оказанные услуги принципалу. Условия получения такой компенсации довольно сложные, суть заключается в том, что агент получает компенсацию в том случае, если принципал и после завершения срока действия агентского соглашения продолжает извлекать большую выгоду и преимущества от работы с теми клиентами и заказчиками, которых он приобрел стараниями агента. Такое право на компенсацию сохраняется за агентом при оформлении договора, и это следует учитывать, поскольку агент не может от него отказаться. Заявка на компенсацию должна быть подана в трехмесячный срок после истечения срока действия агентского соглашения. Она должна быть оформлена как формальное извещение со стороны агента. Без такой заявки, поданной в письменном виде как документальное подтверждение, он теряет право на получение компенсации.
Другие виды маркетинга (через независимых дистрибьюторов) Продвижение продукции на рынок может осуществляться также с помощью независимых дилеров. Дилер соглашается сотрудничать в маркетинговом отделе производителя продукции или принципала в целях координирования и упорядочивания методов совершения продаж. В свою очередь он получает эксклюзивное право на работу на определенной территории и/или с определенным продуктом производителя. Следует отметить, что при наличии определенных условий независимый дилер будет располагать теми же правами, что и агент, включая право на компенсацию; в целом, такая ситуация может возникнуть тогда, когда в практических условиях работы дилер приближается к условиям работы агента, даже если он совершает торговые сделки от своего лица.
Наиболее прогрессивным способом организации бизнеса на территории Германии является учреждение самостоятельных независимых компаний, находящихся в полном распоряжении иностранного юридического лица или фирмы. В германском законодательстве почти нет никаких ограничений для иностранных акционеров или по учреждению зарубежных компаний. Однако, прежде чем заняться учреждением компании, следует тщательно проанализировать необходимость ее учреждения. Именно на это следует обратить особое внимание, потому что сама по себе процедура учреждения компании особой сложности не представляет. Самым распространенным типом компаний являются так называемые компании с ограниченной ответственностью (Ge-sei/scfiaft mit beschrankter Haftung}. В настоящее время существует около 400 000 таких юридических лиц и объединений. Ответственность таких компаний ограничивается уставным капиталом или выплаченным акционерным капиталом. Следовательно, финансовые риски инвестора ограничены. Кроме того, акции компании с ограниченной ответственностью можно передавать без особой сложности. Все преимущества такого типа компаний, перечисленные выше, в наибольшей степени удовлетворяют потребности зарубежных компаний и юридических лиц при управлении своими компаниями и при выполнении поставленных перед ними задач. Основные требования при учреждении компании с ограниченной ответственностью немногочисленны, к ним принадлежат перечисленные ниже. Минимальный акционерный капитал должен составлять 50 000 немецких марок. Это требование является самым главным при составлении устава компании с ограниченной ответственностью. Такая сумма акционерного капитала должна быть выплачена при регистрации компании, в которой всего один акционер. Если в компании два или несколько акционеров, они должны внести в акционерный капитал 25 000 немецких марок, а оставшуюся сумму позднее. Однако при этом каждый из акционеров несет персональную ответственность по невыплаченному акционерному капиталу, вне зависимости от того, что он мог подписаться только на выплаченную им сумму. Подписной и выплаченный акционерный капитал составляет первоначальный рабочий капитал компании. Другими словами, суммы, внесенные в акционерный капитал компании, могут быть непосредственно использованы на цели, ради которых создавалась данная компания (на выплату заработной платы, аренду помещения, и пр.). Стоимость акции не должна быть ниже 50 000 немецких марок. Акционеры имеют право выбора взносов в акционерный капитал наличностью или натурой. Стоимость имущества, внесенного в акционерный капитал в виде долей, должна быть оценена экспертами. Однако сама по себе стоимость услуг по экспертной оценке имущества может быть дорогим удовольствием и затянуться надолго. Поэтому, если это имущество не требуется непосредственно для выполнения задач, поставленных компанией, лучше делать наличные взносы в акционерный капитал. В некоторых случаях, когда компания с ограниченной ответственностью состоит из одного акционера, регистратор компании может потребовать свидетельства о выплате акционерного капитала в размере 50 000 немецких марок. Таким свидетельством может служить выписка из банковского счета акционера.
Другиетребования к уставу компании с ограниченной ответственностью 1. Наименование компании с ограниченной ответственностью. В наименовании компании либо должно быть отражено, чем она занимается, либо должна содержаться фамилия по крайней мере одного акционера. Зарубежные компании могут сохранять свое наименование и просто прибавить к нему слово «Германия». Кроме того, нельзя допускать одинакового наименования у двух различных компаний, т.е. не должно быть повторов в наименовании компаний, наименование компании должно быть таким, чтобы его не спутали ни с каким другим. Оно также не должно создавать ложное впечатление о размерах и важности компании. Компания с ограниченной ответственностью, располагающая минимальным акционерным капиталом размером 50 000 немецких марок не должна включать в свое наименование такие слова, как «Евро», потому что это может создать неправильное представление о масштабах ее деятельности. Проверка наименования производится непосредственно при регистрации, регистратор компаний запрашивает местную Торговую палату относительно того, нет ли каких замечаний или возражений по поводу наименования компании в силу вышеназванных причин.
2. В уставе должны быть указаны цели и задачи учреждаемой компании. Однако при перечислении задач и целей не стоит вдаваться в подробности. Достаточно указать, в каких областях будет работать компания (торговля, производство, маркетинг для материнской компании и пр.). При этом следует проверить, не требуется ли специального разрешения со стороны властей на проведение намеченной компанией деятельности. Это в особенности касается тех видов деятельности, которые связаны с производством такой продукции, как лекарственные средства, вредные токсичные химикалии, или с предоставлением банковских услуг определенного типа. Разрешение на осуществление деятельности компании должно быть получено до регистрации компании.
3. В уставе компании должен быть указан ее юридический адрес. Никаких ограничений по поводу выбора адреса не существует, поэтому при выборе адреса следует руководствоваться соображениями экономической целесообразности. Предприятие, которому нужны большие складские помещения, не обязательно располагать в черте города, где высокая арендная плата. Кроме того, следует также учитывать сумму налогообложения, которая в промышленно развитых городах должна быть выше, чем в других городах в зависимости от товарооборота.
4. Что касается директоров компании, то в уставе компании должны быть указаны только главные обязагельные к выполнению функции. Обычно в этом пункте просто ссылаются на закон. Подробности относительно сферы деятельности директора решаются на собрании акционеров, директор назначается собранием, которое и определяет круг его обязанностей. Обязанности, закрепленные собранием за директором, записываются в журнал при регистрации компании, и эти записи доступны для ознакомления. Для некоторых контрактов может потребоваться заверенная выписка из журнала регистрации для подтверждения обязательных полномочий директора, действующего от лица компании. В компании с ограниченной ответственностью может быть один или несколько директоров. Акционеры могут наделить их единоличной или коллективной властью. В случае с одним директором компании его полномочия не подлежат ограничению какими-либо третьими лицами, за исключением тех ситуации, когда наблюдается злоупотребление властью со стороны директора. Внутри компании полномочия директора могут быть ограничены совершением сделок определенного характера или на определенные суммы. Если директор не следует в своей работе данным указаниям и ограничениям, он может быть уволен и/или привлечен к материальной ответственности за совершение противоправных действии, однако замена директора компании не должна отражаться на деловых отношениях с третьими лицами, если не были затронуты их интересы.
Торговый реестр, как известно владельцам акционерных компаний, играет важную роль в экономической жизни Германии. Информация, представленная в торговом реестре, имеет сильную юридическую защиту. Предоставляемые сведения должны быть достоверными, поэтому на эти сведения можно полагаться почти во всех случаях, за исключением тех, когда пользователю информации доподлинно известно, что это не так. По этой причине регистратор компаний будет при регистрации требовать самых убедительных доказательств достоверности предоставляемой информации со стороны владельцев. По этой же причине большинство совершаемых с использованием торгового реестра сделок должны быть нотариально заверены. Сама регистрация компании должна происходить в присутствии нотариуса. Сначала он устанавливает личности участников регистрации. При помощи этой формальной процедуры закрепляется статус компании как компании с ограниченной ответственностью. До этого времени в период между основанием компании и ее действительной регистрации акционеры или директора (или назначенные уполномоченные по делам компании) несут личную ответственность по обязательствам компании по поводу ее регистрации. Когда компания зарегистрирована как таковая с ограниченной ответственностью, все принятые ей обязательства считаются частью проводимого компанией бизнеса. Поэтому фактор времени весьма важен при регистрации компании. Продолжительность этого периода между учреждением и регистрацией компании в основном зависит от регистратора компании. Регистратор может обнаружить в составленных учредительных документах неточности или несоответствия формальной процедуре регистрации. Поэтому здесь существует значительная доля непредсказуемости. Чтобы попытаться избежать этого, следует излагать суть дела как можно проще, тогда процесс регистрации пойдет быстрее, а подробности и освещение сложных вопросов можно отложить на будущее и оформить их в виде дополнений и приложений. Можно также в исключительных случаях зарегистрировать компанию там, где менее сложные формальности регистрации, и тем самым быстрее получить статус компании с ограниченной ответственностью, после чего компания может переехать по намеченному юридическому адресу. Такой маневр несколько дороже, но в некоторых ситуациях он себя оправдывает. Другой вариант ускорения регистрации заключается в том, что назначается доверительный собственник (в большинстве случаев из числа налоговых советников или юристов), который будет учреждать компанию и назначать директоров компании. А после того, как компания будет зарегистрирована, его акции передаются настоящему владельцу. После этого все проблемы иностранного акционера могут быть постепенно без спешки решены. Следует также отметите, что дочерняя компания или филиал иностранной компании тоже регистрируются регистратором компаний. Однако это стоит довольно дорого и такой ход следует делать в крайних случаях.
При организации бизнеса в Германии нужно также учитывать существующие реалии в социальной сфере. Для предпринимателя, намеренного сделать инвестиции, трудовое законодательство является одним из существенных аспектов его бизнеса. Известно, что в Германии труд достаточно высоко оплачивается, что вытекает из трудового законодательства страны, направленного на защиту прав работающих по найму лиц. Однако в последнее время ввиду существующей на мировом рынке конкуренции и как следствие объединения двух германских государств произошло некоторое снижение расценок на труд не за счет основной заработной платы, а за счет отмены выплат всякого рода надбавок к ней. Некоторые из этих ограничений были введены немецкими политиками в ноябре 1996 г.
Договор о сотрудничестве Договор о трудоустройстве в основном базируется на гражданском законодательстве. Несмотря на то что при заключении трудового соглашения не требуется следовать определенной форме, как правило, оно составляется в виде письменного подтверждения прав и обязанностей сторон трудового соглашения. Основными моментами является характеристика выполняемой работы, размер заработной платы и продолжительность срока работы. Помимо этого, гражданским законодательством также предусмотрены многочисленные другие законы, предписывающие определенные минимальные стандарты, обязательные к соблюдению при составлении трудового соглашения, которые нельзя изменить путем взаимной договоренности сторон. Следует также добавить, что коллективные трудовые договора в некоторых случаях могут получать статус закона. Пока эти договора в силе, они еще больше ограничивают возможности изменений в индивидуальных трудовых соглашениях. Такие коллективные договора, как правило,распространяются на целую отрасль промышленности и составляются с учетом потребностей и особенностей данного сектора экономики. Они не распространяются только на высшие эшелоны оуководства компаний, и поэтому ставки руководства могут обсуждаться с большей долей независимости.
Если договором не оговорено иначе, выплата зарплаты производится по завершении работы нанятым сотрудником. Если сотрудник работу не выполнил, он теряет право на получение оплаты. Однако есть и такие случаи, когда сотрудникам выплачивается зарплата даже при отсутствии работы. К ним относятся выплаты отпусков и больничных листов. Эти выплаты производятся в соответствии с требованиями законодательства и практически не оставляют никаких возможностей для внесения каких-либо изменений сторонами в трудовое соглашение. Отпуска Федеральный закон по поводу предоставления оплачиваемых отпусков гласит, что сотрудник имеет право на получение оплачиваемого отпуска после шести месяцев работы. Установленный законом минимальный оплачиваемый отпуск составляет 24 рабочих дня. Поскольку в неделе пять рабочих дней, сотрудник может иметь более продолжительный отпуск. Стороны, однако, могут договориться относительно того, что сотрудник должен заранее предоставить сведения о планируемом времени и сроке отпуска, чтобы наниматель мог спланировать работу. Кроме того, руководство может попросить сотрудника не брать весь отпуск целиком, а разбить его на части в пределах общего предназначенного для отпуска времени. В некоторых случаях минимальная продолжительность отпуска увеличивается по коллективному или индивидуальному трудовому соглашению или по так называемому цеховому договору между комитетом по труду и отдельным сотрудником. Существует также правило выплаты дополнительных сумм к отпуску сверх его зарплаты. Этот принцип становится обязательным, если он включен в трудовое соглашение. Однако в свете существующей экономической ситуации такие выплаты практически не производятся, иногда и сами отпуска тоже не оплачиваются. Оплата по больничным листам Сотрудник должен получать заработную плату по больничному листу, за исключением случаев преднамеренного повреждения здоровья. По закону оплачивается больничный лист сроком шесть недель. Разрешается подать заявление на оплату дополнительных шести недель в том случае, если то же самое заболевание не повторилось в течение шестимесячного срока или если прошел год после выдачи больничного листа по этому конкретно заболеванию. Сотрудник в течение трех дней должен предоставить заключение врача, в котором должна быть указана предполагаемая продолжительность курса лечения без указания причин заболевания. До октября 1996г. оплата по больничному в течение первых шести недель заболевания составляла 100% от получаемой сотрудником на данное время зарплаты. Теперь закон предусматривает оплату по больничному в размере 80%. Однако в любом трудовом соглашении, коллективном или индивидуальном, могут быть предусмотрены более выгодные для сотрудников условия оплаты по больничному. Возможен и такой вариант, когда сотрудник отказывается от одного дня положенного ему отпуска взамен на пять дней по больничному, и тем самым сохраняет 100%-ю оплату по больничному.
Досрочное расторжение контракта По закону извещение о досрочном расторжении трудового соглашения должно быть выдано сотруднику не позднее, чем за четыре недели до предполагаемого расторжения. Этот период увеличивается до месяца, который последует за текущим месяцем, если сотрудник проработал в компании два года. По мере увеличения рабочего стажа увеличивается и срок заблаговременного предупреждения и вырастает до семи месяцев максимум, если сотрудник проработал в штате более 20 лет. При испытательном сроке работы продолжительностью шесть месяцев досрочное расторжение договора может быть произведено с предварителэным уведомлением за 2 недели. Для увольнения сотрудника без выдачи извещения должны быть достаточно веские причины. Но такое увольнение должно быть оформлено за две недели после выяснения причин; если двухнедельный срок прошел, то увольнение должно производиться обычным путем. Даже в случае использования процедуры обычного завершения срока найма (с предварительным оповещением) предприниматель должен подробно обосновать свое решение об увольнении. Извещение об увольнении выписывается только в том случае, если по закону оно признается «социально допустимым или оправданным». Для такого увольнения существует три вероятные причины: сам сотрудник (например, его продолжительная болезнь); его поведение на работе (регулярные опоздания, несоответствующее поведение на работе и т.п.); и, наконец, положение дел в компании. Как правило, увольнение по причине нарушения со стороны сотрудника должны производиться после того, как он получит выговор со стороны начальства с предупреждением о возможных мерах административных наказаний вплоть до увольнения (досрочного расторжения трудового соглашения). Досрочное расторжение трудового соглашения по экономическим причинам бывает довольно сложно осуществить, потому что при этом следует детально представить, какие именно экономические причины привели к этому, и суд должен рассмотреть эти причины. Суду могут потребоваться отчеты и баланс компании, характеристика положения компании на рынке для того, чтобы доказать, что именно это рабочее место становится ненужным и что данный сотрудник, а не какой-либо другой должен быть уволен. Данный закон распространяется на нанимателей, имеющих более десяти сотрудников в своем штате. Сотрудники более низких управленческих рангов не могут рассчитывать на значительную поддержку со стороны этого закона. Скорее всего, они могут рассчитывать только на выплату выходного пособия при увольнении. Ввиду существующих трудностей с оформлением увольнения из-за закона по защите увольняемых, в реальных ситуациях стороны приходят к соглашению относительно увольнения с выплатой выходного пособия увольняемому сотруднику. В тех случаях, когда по закону требуется учреждение цехового комитета, этот цеховой комитет должен быть извещен о предстоящем увольнении сотрудников. Следует также отметить, что при передаче бизнеса в другие руки либо путем продажи или сдачи в аренду заключенные прежним владельцем трудовые соглашения остаются в силе. Точнее, как старый, так и новый владелец предприятия несут совместную ответственность по обязательствам перед сотрудниками, нанятыми на работу до передачи предприятия.
Система социального страхования Любое знакомство с экономическими реалиями Германии будет неполным, если не будут учитываться разнообразные виды страховки, которые направлены на защиту социально-экономической системы в Германии в целом, а не на соблюдение интересов отдельных предпринимателей. Четыре «столпа», хотя и довольно дорогостоящих, - это социальное обеспечение (пенсии по старости), пособия по безработице, выплата пособий по болезни и при несчастных случаях на производстве, - все эти виды страхования имеют солидную законодательную защиту. Участие в этих системах страхования является обязательным, суммы страховки зависят от размера заработной платы сотрудников. Предельные размеры могут быть разными в зависимости от типа страховки и могут время от времени повышаться приросте заработной платы в той или иной отрасли. Взносы в пенсионный фонд делаются в равных долях как самим сотрудником, так и его нанимателем. Взносы в страховой фонд от несчастных случаев делает сам сотрудник. В обязанности нанимателя входит удержание страховых сумм из оплаты и их пересылка в различные страховые фонды. На некоторые категории работающих распространяются правила, согласно которым они должны выплачивать в страховые фонды от 12 до 16% от общего дохода для страхования здоровья. Недавно были предусмотрены дополнительные виды медицинского страхования, которые должны покрывать расходы по интенсивному безмедикаментозному восстановлению здоровья. Эта страховка составляет примерно 1,7% от суммы заработной платы и выплачивается поровну нанимателем и работающим. Для того чтобы покрыть расходы работающего на выплату этой страховки, был отменен один из праздничных дней. И наконец, существует страховка от несчастных случаев, которая предусматривает несчастные случаи на производстве и по дороге с работы или на работу, по этой страховке оплачивается нетрудоспособность, возникшая по этим причинам, расходы на пребывание в больнице, инвалидность, а также пенсии по потере кормильца. Если учесть, что некоторые виды страховки оплачиваются на равных по величине паях нанимателями и сотрудниками, то можно понять, что многочисленные дебаты, проводимые в Германии по поводу «стоимости труда», представляют собой не только интеллектуальную разминку. Они имеют непосредственное воздействие на рынок труда, поскольку бизнесмены не любят вкладывать свои средства в трудоемкие отрасли производства по понятным причинам. Кроме того, существует угроза утраты Германией своего статуса одной из ведущих стран-экспортеров. В определенной мере это происходит и по причине высокой стоимости труда в Германии,точнее, потому, что по соседству с Германией в странах Восточной и Центральной Европы существуют рынки дешевой рабочей силы. Однако растет осознание важности этой проблемы и разрабатываются пути ее решения.
|